Первая седмица приходилась на время, предшествующее весеннему равноденствию – во время праздника люди отдавали дань зиме, устраивая ей достойные проводы. Вторая половина Масленицы, по языческим традициям, была непосредственно подчинена чествованию пробуждения природы. В языческие времена гуляния народа в это время приобретало размах настоящего разгула. Обжорная и честная, широкая и разорительная – все эти эпитеты как нельзя лучше характеризуют народное торжество.
Праздник всегда был настолько любим восточным славянством, что даже после Крещения Руси Православная Церковь не решилась запретить языческие традиции. Правда, согласно церковному календарю, были несколько сдвинуты сроки и сокращено время гуляний до одной недели. Впрочем, на праздничные традиции это не повлияло. Поэтому каждый год Масленица собирает людей вместе, вне зависимости от их политических событий и экономических коллапсов.
Согласно исторической версии, в первоначальном варианте празднования Масленицы, чучел, подвергавшихся сожжению, было два. Компанию Масленице составлял ее неизменный спутник – Масленник, который принадлежали к плеяде языческих богов. Его уничтожение огнем символизировало победу добра над злом и тепла над холодом. Блинные традиции, кстати, также пришедшие из язычества, в свою очередь были призваны символизировать солнце. Не единожды русские правители пытались взять под свой контроль разгул народного масленичного веселья. Ведь нередко исконные русские забавы, такие, например, как противостояние «стенка на стенку», заканчивались травмами и увечьями.
Впрочем, ни одна царская попытка запретить народу так бурно провожать зиму, успехом не увенчалась. А Петр I, например, также как и Екатерина II, сам с удовольствием принимал участие в масленичных гуляниях, представляя этот праздник зарубежным гостям в качестве неизбежной дани истории и слагаемого загадочной русской души.