Представители таких отраслей, как медицинский, горнолыжный, спортивный туризм на примере успешных проектов выявили проблемы, требующие инвестиционного решения.
По результатам сессии наметились четко сформулированные задачи:
1. Подготовка кадров.
Ректор «Российского государственного университета туризма и сервиса» Александр Федулин:
«Современное состояние подготовки кадров в туризме – это государственная задача. Количество бюджетных мест крайне мало. Стоимость обучения не позволяет использовать современные методы обучения. На повышение квалификации выделяется мало средств. Это часть Федеральной целевой программы по развитию туризма. Тратится 3 тысячи рублей на одного человека. Для примера, повышение квалификации гидов-переводчиков в странах АСЕАН за два месяца составило 12 тыс. долларов. Инвестиции в эту сферу необходимы».
2. Комплексный подход к ценообразованию.
Генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев:
«Горнолыжный туризм – очень популярная сфера туристической деятельности. Количество катающихся у нас в России составляет около 3% от общего числа населения. В Европе – это 15-30%. Чтобы популяризировать этот вид туризма, нужно реализовывать больше мероприятий с точки зрения удешевления этого продукта. Это требует комплексного подхода, в том числе и развития производства горнолыжного оборудования. Транспортная составляющая тоже требует доработки».
В качестве примера успешно реализуемого проекта Хасан Тимижиев привел мероприятие «Лыжи зовут». В рамках проекта проводится бесплатное обучение детей катанию на лыжах.
3. Создание и контроль качества туристического продукта.
Марина Смирнова, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield:
«Важный момент – это управление проектами. Наличие оператора курорта является острой необходимостью. Корпорация развития Северного Кавказа в этом отношении очень хороший этому пример».
4. Продвижение, информационная поддержка.
Руслан Новиков, генеральный директор ЗАО «Аргументы и факты», отметил:
«Мы всегда говорим о том, как наш читатель видит внутренний туризм. Люди очень заинтересованы в этой теме. Но и при этом, уровень информированности в этой сфере очень низок. Фотоотчеты, фильмы, спецпроекты во всех СМИ – от 23 до 69 млн. долларов в год тратит Аляска на продвижение экотуризма. Это приносит от 3,5 до 6 млрд. долларов в год».
5. Аналитика.
Алексей Кожевников вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»:
Прежде всего, чтобы заниматься развитием туризма, необходимо собрать аналитику по тем проблемно-болевым точкам, которые необходимо решать. Это кадры, сроки окупаемости для бизнеса, информирование».
Другие важные проблемы, требующие внимания инвесторов, отметили вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин и руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
Юрий Барзыкин: «Важно внедрение новых технологий. В туристской сфере реализуется всего 7% от общего объема он-лайн продаж. Програмно-целевой подход обеспечивает перспективность туризма».
Олег Сафонов: «Мы приветствуем развитие конкуренции. Мы должны понимать тенденции, которые создаются в мире, активно инвестировать в туристический сектор экономики Российской Федерации».
Обсуждение Чемпионата Мира по футболу стало отдельной темой дискуссии.
Ольга Ткачева, ООО «Флотилия»: «К Чемпионату мира у нас строятся 10 новых судов. Они будут в Москве. Изначально, когда мы выходили на рынок, правильным решением было создание пакета услуг. Это прогулки по Москве-реке и полноценное ресторанное обслуживание. Продукт понятен нашим гостям. Мы стали это развивать, ориентируясь на разную целевую аудиторию. И в этом, на мой взгляд, заключается важная проблема. Многие, выходя на рынок не до конца продумывают, для кого создается продукт».
Фото: Российская газета