Щедрование и вождение Меланки

Щедрование и вождение Меланки

В народной культуре казаков отношение к празднованию Нового года было особенным. Это время считалось «пограничным» периодом: прошлое уходило, а новое нарождалось. Поэтому последний день уходящего года, как и первый день года Нового, обыгрывали циклом обрядов.

Вечер перед Новым годом (13 января) во многих станицах края называли «Щедрый вечер» – на Кубани верили, что каким будет новогодний стол, таким будет и весь год (обильным, щедрым или скудным, небогатым). В связи с этим поверьем на стол выставляли всё, что было в доме. Также в предновогодний вечер ходили по домам «щедровать» – петь специальные песенки шуточного содержания и выпрашивать у хозяев снедь. «Щедровали», в основном, представительницы женского пола (молодые женщины, девушки и девочки), их пускали в дом или они пели песни под окнами, около калитки. Обычно обход домов начинался днем (в 14–15 часов) и продолжался вплоть до полуночи 14 января. Ритуал заключался в следующем: «щедрующие» испрашивали у хозяев разрешение на исполнение песен в разных словесных формулах – «Пустите щедровать!» или «Можно вам пощедровать?». Обычно разрешение давалось, хотя иногда мог последовать и отказ – «Нечего давать». Репертуар песен-щедровок был широк, а все тексты дополнялись рефреном «Щедрый вечер, добрый вечер!».

Значение песен заключалось в рождественской тематике, еще в них упоминались «река Ердан» (Иордан), Богородица, Архангел Гавриил и Иерусалим. Когда щедровальщиков одаривали, они делили подарки между собой или собиралась у кого-то дома на застолье. Кстати, жадным хозяевам щедровальщики могли спеть оскорбительные песенки. Одновременно с щедрованием, в станицах проходили святочные ряжения. Самым важным из них считалось «вождение Меланки» (Мыланки, Мыланки и Василя).
Сегодня фольклористы выделяют три типа песен только о Меланке – почти столько же вариантов этого обряда можно выделить, основываясь на кубанском этнографическом материале:
  • 1) меланкование без ряженья («малая Меланка» с текстом: «Мыланка ходыла, Васылька просыла…»;
  • 2) хождение с ряженой Меланкой (с текстом: «Ой, учора из вэчора пасла Мыланка два качора…»);
  • 3) вождение Меланки и Василя (Василя).

В этом варианте отмечены случаи двойного травестизма — исполнение роли Меланки парнем, а роли Василя – девушкой, и исполнение роли Меланки и Василя только девушками. Нужно отметить, что во всех вариантах ряженья Меланку одевают как невесту – в длинную юбку темного или черного цвета, белую блузку с длинным рукавом, вышитую по низу подола, рукавов и воротника. На ее голове был венок из бумажных цветов (их срезали с окладов икон или делали сами из белой бумаги), и фата из старой, негодной занавески.

При этом в костюме обязательно должен был присутствовать белый фартук с оборками и поперечными вышитыми полосками (черный и красный крест; растительный орнамент). Однако такая строгость не всегда соблюдалась, поэтому фартук мог быть любого цвета. Часто Меланку наряжали в длинное белое платье, говоря, что «одевали на нее полушалку, белая была, могла быть и цветная», — объясняя этот костюм так: «Замуж она вышла, горе ей».

 Что касается образа Василька, то он должен быть в штанах, кожухе или фуфайке, под которой виднелась вышитая рубаха навыпуск, пояс. На ногах у него были сапоги, на голове – шапка, а в руках – палка или ципок. Иногда Василька одевали в военный казачий костюм, а в некоторых станицах антропоморфный образ Василька заменялся букетиком сухих цветов васильков. Следует отметить, что часто одежда Василька была нарочито порвана, с явными признаками старости. В станице Надежной нам встретился еще один интересный костюм Меланки: девушку одевали в длинную юбку и фуфайку, которую подпоясывали полотенцем так, чтобы концы его свисали впереди, а по бокам были застежки фуфайки. На голову ей надевали венок из сухих колосьев пшеницы (именно пшеницы т. к. говорили, что у ячменя и овса неудобные колосья, их трудно заплести в венок, и они сильно колются).

 Всех Меланковавших одаривали снедью, также как и щедровальщиков – часто они делили подарки или собирались все вместе за праздничным столом. Вообще, образы Мелании и Василия связаны с празднованием 31 декабря (13 января) дня святой Мелании, а 1 (14) января — дня святого Василия. Таким образом, обряд вождения Меланки символизировал проводы старого года и рождение Нового года.

Мы в соцсетях

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях. Мы там публикуем много всего интересного и полезного.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Новая программа развития туризма В Сочи

По сообщению пресс-службы сочинской мэрии, 1 июля на Экологическом совете при Главе города Анатолии Пахомове, была представлена принципиально новая концепция развития туризма, направленная на повышение привлекательности всех территорий курорта.

Как устроить или как выбрать себе отдых в Сочи, в Краснодарском крае, в России?

Ответить на этот вопрос пытаются многие туристы. Любой интерес и мнение по курорту и отдыху на  нем основывается на экспертной оценке специалистов туристической отрасли, блогеров и журналистов, которые своими ногами прошли по набережным курортов, посетили самые популярные и экзотические бары и рестораны, танцевали на дискотеке или пели в караоке у моря, нашли самый недорогой и комфортный отель, где остановились на отдых с детьми или компанией друзей.

Отдых на курорте

– тема публикаций информационно-туристического портала DRIVE NEWS. А с учетом того, что в связке с порталом работает интернет-СМИ, информационное агентство DRIVE NEWS, которое в курсе самых последних новостей и событий на курортах, знает изюминки каждого отеля на Красной поляне в Сочи, или по достоинству оценило пляжи в Дивноморском или Витязево – это мнение стоит принять, как достоверное.